На протяжении последних лет прослеживается тенденция к более раннему началу тренировок и выступлений в соревнованиях во многих видах спорта, особенно в гимнастике, плавании, фигурном катании. Постоянно растут и усложняются тренировочные нагрузки. Поэтому предъявляются повышенные требования к обеспечению организма молодых спортсменов энергией и питательными веществами. Кроме того, необходимо учитывать, что их питание должно поддерживать на адекватном уровне интенсивно идущие процессы роста и развития организма.
Целесообразно, чтобы энергоемкость рационов юных спортсменов превосходила их энергозатраты на 15%. Эти энергозатраты значительно больше, чем энергозатраты их сверстников, не занимающихся спортом, и 34-38% от общего расхода энергии за сутки у спортсменов приходится. на двигательную деятельность. Проведенные в нашей стране исследования показали, что учащиеся разного пола, возраста и спортивной специализации получают в среднем с пищей на 15-20% меньше энергии, чем требуется для возмещения их энергозатрат. А для девочек-пловчих в возрасте 11-13 лет этот дефицит достигает 40%. Приведенные факты свидетельствуют о необходимости более внимательного расчета калорийности рационов юных спортсменов.
Особая роль в питании детей и подростков, занимающихся спортом, отводится белкам, которые необходимы для нормального роста, развития, поддержания иммунитета, обеспечения скоростных и силовых качеств, регуляции работы всех систем организма и т. д. В рационе юных спортсменов доля белков животного происхождения (мяса, субпродуктов, рыбы, птицы, творога, сыра, яиц, молока) должна составлять не менее 60%. Остальные 40% должны приходится на растительные белки. В особых случаях, например в период тренировок, направленных на развитие скоростно-силовых качеств, наращивание мышечной массы, доля белков животного происхождения может достигать 80%.
Оптимальным соотношением белков, жиров и углеводов для подростков, занимающихся большинством видов спорта, считается 1: 0,8-0,9 : 4. При этом растительные жиры должны составлять не менее 30% от общего количества жиров, а вклад линолевой кислоты в общую калорийность должен быть равен 3-4% . К сожалению, часто отмечается жировая направленность реальных рационов и данное соотношение составляет 1: 1,3-1,8: 3.
Юным спортсменам рекомендуется 65-70% общего количества углеводов употреблять в виде усвояемых полисахаридов, то есть крахмала, который содержится в крупяных и макаронных изделиях, хлебе, картофеле и т. д.; 25-30% должно приходится на простые углеводы (глюкозу, фруктозу, сахар); 5% — на пищевые волокна.
Потребность в витаминах и минеральных веществах, особенно в калии, магнии, кальции, фосфоре, железе у юных спортсменов существенно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом. Исследования показали, что в их рационах имеется дефицит многих витаминов. Например, обеспеченность витамином Bt составляет 20-70% от физиологической нормы, обеспеченность витамином В2 — 30-75%, обеспеченность витамином С — около 60%. Обычно подобные отклонения связаны с недостатком в рационе овощей и фруктов.
Потребление 300-400 г овощей и 500 г фруктов и ягод в день в большинстве случаев позволяет ликвидировать дефицит витаминов и минеральных веществ. Однако в период интенсивных тренировок и соревнований, особенно зимой и весной, не всегда удается удовлетворить потребность в витаминах за счет рационов. Тогда необходимо принимать витамино-минеральные комплексы во время приемов пищи.
В питании юных спортсменов возможно, а часто и желательно, использование ППБЦ, но их вклад в общую калорийность рациона не должен превышать 10%. Целесообразно 5-6-разовое питание (с учетом употребления ППБЦ). Важно правильно сочетать физическую активность и питание. Дети не должны приходить на тренировку голодными, но и обильный прием пищи должен быть не позже чем за 2-1,5 ч до ее начала. После тренировки необходимо быстро компенсировать потери жидкости и углеводов (попить воды, съесть яблоко, апельсин, сухофрукты, шоколадку, быпить сок с мякотью и т. п.). Ближайший основной прием пищи должен быть не ранее чем через 30 мин после спортивных занятий.
|